Я несу бред аккуратно, чтобы не расплескать
Как я уже говорил я начал свое тихое движение в сторону знакомства с современной литературой. С Рубанова. Прочел его антиутопическую дилогию. Что ж нельзя не признать современная литература в лице сего писателя произвела на меня некоторое впечатление: читал я не без удовольствия, наслаждался неплохим стилем изложения и изрядной смелостью пера. И даже после первой книги задумался (как и полагается) о том, что собственно писатель сказал мне - не о обо мне, не о себе, не о своих героях, а о России. Современные писатели, я догадываюсь, о России говорить любят. Национальную идею мусолить - мол, где ее искать и почему до сих пор найти не можем. Будущее прогнозировать, радостное или не очень в зависимости от оптимизма писателя. Или , что особенно популярно (судя по отзывам), говорить, что "все прогнило". Или восхищаться. Заказуха иногда восхищается я полагаю.
В моем распоряжении о том как говорят о России есть всего пара-тройка примеров. Один из них я как-то выразил на одном форуме, сие есть мое мнение о бульварном (он таков) Сергее Минаеве: "Он не несет в себе какой-то позитивной идеи и скорее с лихостью пьяного хирурга вскрывает общество, чем болеет за него. разрежет - покажет опухоль, погыгыкает и обратно зашьет".
Если придерживаться той же метафоры, то Рубанов действует подобным принципом - это, видимо, общий тренд - только хирург у него не пьяный - хирург у него брутальный мачо, привыкший бетонные блоки кулаком прошибать, а не скальпелем орудовать. Но он хотя бы не зашивает опухоль обратно. Он его пытается показать тем людям, кто в отличие от него сможет эту опухоль врачевать (в "Хлорофилии" Рубанов практически признает, что он - бизнесмен до мозга костей - на такое не способен и отдает опухоль в руки интеллигенции). Мне нравится его позиция. И на кого ставку ставит и что признает поражение бизнес-элиты и бизнеса вообще.
Это все круто да. Но потом я взялся за "Живую землю". И с первых же страниц почувствовал острое разочарование. Знаете, что из себя представляет "Живая земля"? Обыкновенный коммерческий продукт. Если "Хлорофилия" была несомненным качественным изданием, "претендующим на", то "Живая земля" - это, что называется, "до кучи", хвавайте. Обидно, что вторая книга - только зарабатывание денег и втрое обидно, что деньги эти, собственно зарабатывает даже не Рубанов, не писатель, а жирное издательство, которому все мало жиру. В этом писатели современные не свободны и будь хоть тысячи и тысячи раз талантливы от "халтуры" избавится у них не получится - хочешь, чтоб тебя читали, умей и того, кто тебе это позволяет, кормить. Почему халтура? Да потому что. Потому что автор писал явно без особого удовольствия, с трудом натянул книгу до объема романа (это заметно), мысли ходят из стороны в сторону не подводя читателя ни к какой обозначенной теме, сюжет вообще не нанизан на тему, что само по себе провал. Кульминация - смазана. Стиль - "обмещанился", даже канцеляризмы появились и самое отвратительное - маты на каждой странице. И не по одному разу. Халтура. Бульварщина. Обидно.
В этом плане у современного читателя я подозреваю много разочарований. Всегда заметно, где - писатель, а где - деньги. Это не только у Рубанова так. Я почти сразу вспомнил Лукьяненко. У него ведь тоже помимо откровенного коммерческого заказа (из рук вон плохого, как "Дозоры") есть вполне приличные книжки. То есть написанные с желанием и любовью. Это, например, "Черновик" его - после того, как издатель срубил кучу бабла на "дозорах" Лукьяненко мог себе, видимо, позволить написать что-то для души. Издатели, конечно, сей трюк не оценили и связанного контрактом писателя заставили выдать "долгую кормушку" - продолжение. Родился практически нечитаемый, отвратный и даже противоречащий себе в некоторых местах "Чистовик".
Я понимаю - деньги, я понимаю "долгая кормушка" - это проверенный ход заработать. Но так можно отбить от себя, в конце концов, любого читателя и любого писателя, потому что такое - надоедает, да и халтуры, если не графоман, много не напишешь.
И напоследок: моя псевдорецензия на "Хлорофилию", а точнее - "красивые мысли по поводу":
Очередная попытка понять и спасти Россию
В моем распоряжении о том как говорят о России есть всего пара-тройка примеров. Один из них я как-то выразил на одном форуме, сие есть мое мнение о бульварном (он таков) Сергее Минаеве: "Он не несет в себе какой-то позитивной идеи и скорее с лихостью пьяного хирурга вскрывает общество, чем болеет за него. разрежет - покажет опухоль, погыгыкает и обратно зашьет".
Если придерживаться той же метафоры, то Рубанов действует подобным принципом - это, видимо, общий тренд - только хирург у него не пьяный - хирург у него брутальный мачо, привыкший бетонные блоки кулаком прошибать, а не скальпелем орудовать. Но он хотя бы не зашивает опухоль обратно. Он его пытается показать тем людям, кто в отличие от него сможет эту опухоль врачевать (в "Хлорофилии" Рубанов практически признает, что он - бизнесмен до мозга костей - на такое не способен и отдает опухоль в руки интеллигенции). Мне нравится его позиция. И на кого ставку ставит и что признает поражение бизнес-элиты и бизнеса вообще.
Это все круто да. Но потом я взялся за "Живую землю". И с первых же страниц почувствовал острое разочарование. Знаете, что из себя представляет "Живая земля"? Обыкновенный коммерческий продукт. Если "Хлорофилия" была несомненным качественным изданием, "претендующим на", то "Живая земля" - это, что называется, "до кучи", хвавайте. Обидно, что вторая книга - только зарабатывание денег и втрое обидно, что деньги эти, собственно зарабатывает даже не Рубанов, не писатель, а жирное издательство, которому все мало жиру. В этом писатели современные не свободны и будь хоть тысячи и тысячи раз талантливы от "халтуры" избавится у них не получится - хочешь, чтоб тебя читали, умей и того, кто тебе это позволяет, кормить. Почему халтура? Да потому что. Потому что автор писал явно без особого удовольствия, с трудом натянул книгу до объема романа (это заметно), мысли ходят из стороны в сторону не подводя читателя ни к какой обозначенной теме, сюжет вообще не нанизан на тему, что само по себе провал. Кульминация - смазана. Стиль - "обмещанился", даже канцеляризмы появились и самое отвратительное - маты на каждой странице. И не по одному разу. Халтура. Бульварщина. Обидно.
В этом плане у современного читателя я подозреваю много разочарований. Всегда заметно, где - писатель, а где - деньги. Это не только у Рубанова так. Я почти сразу вспомнил Лукьяненко. У него ведь тоже помимо откровенного коммерческого заказа (из рук вон плохого, как "Дозоры") есть вполне приличные книжки. То есть написанные с желанием и любовью. Это, например, "Черновик" его - после того, как издатель срубил кучу бабла на "дозорах" Лукьяненко мог себе, видимо, позволить написать что-то для души. Издатели, конечно, сей трюк не оценили и связанного контрактом писателя заставили выдать "долгую кормушку" - продолжение. Родился практически нечитаемый, отвратный и даже противоречащий себе в некоторых местах "Чистовик".
Я понимаю - деньги, я понимаю "долгая кормушка" - это проверенный ход заработать. Но так можно отбить от себя, в конце концов, любого читателя и любого писателя, потому что такое - надоедает, да и халтуры, если не графоман, много не напишешь.
И напоследок: моя псевдорецензия на "Хлорофилию", а точнее - "красивые мысли по поводу":
Очередная попытка понять и спасти Россию