Я несу бред аккуратно, чтобы не расплескать
Январь:
1. Чайна Мьевиль "Шрам"1. Чайна Мьевиль "Шрам"
Круто. Лучше, чем "Вокзал..." и вообще интереснее. У Мьевиля все ок с wow-эффектами, и он знает, где их расставлять. Правда, некоторые "новации" у него все-таки переходят за грань треша, но в целом - отлично.
2. Артур Конан Дойль "Возвращение Шерлока Холмса"2. Артур Конан Дойль "Возвращение Шерлока Холмса"
Итак, Шерлок весьма тривиально воскрес из мертвых и продолжил свои дела.
3. Артур Конан Дойль "Долина ужаса"3. Артур Конан Дойль "Долина ужаса"
Некий флешбэк в общем потоке повестования о Шерлоке. Если "Собака Баскервилей" вообще выпадает из хронологии и нельзя понять, между какими сборниками происходило сие действо, то о "Долине ужаса" можно четко сказать, что это некий приквел к "Последнему делу Холмса". Однако в отличие от "Собаки..." выделиться среди прочего "Долине..." абсолютно нечем.
4. Нил Гейман "Этюд в изумрудных тонах"4. Нил Гейман "Этюд в изумрудных тонах"
Как нетрудно догадаться это пародия на "Этюд в багровых тонах" Дойля. Однако чтоб понять некоторые тонкие параллели необходимо прочитать весь цикл произведений о Холмсе. Там весьма много отсылок к той же "Долине ужаса". Примечательно, что каждая глава начинается рекламным объявлением от известного персонажа околохолмсовской эпохи: доктор Джекил продает порошочек, Джек Потрошитель рекламирует свежее мягкое мясо, а известный румынский граф рекомендует кровопускание от профессионалов. Однако, несмотря на все эти любопытные пасхалки, произведение какое-то тупое, ибо совершенно непонятно, ради чего, собственно, все было сделано?
Февраль:
5. Владимир Набоков "Лолита"5. Владимир Набоков "Лолита"
Наконец-то я добрался до. Ну что же сказать. В итоге я так и не понял тех, кто люто бешено стремиться выкорчевать эту книгу из людской памяти. Ничего в ней такого страшного и тем более побуждающего к педобирству нет. Одновременно я и не понял тех, кто по этой книге писает кипяточком. Ну, Набоков, да. Ну язык ок. И что?
Я жевал эту книги две с половиной недели и большую часть этого времени заняли продирания сквозь сопли ГГ, размазанные густым слоем по всей книге. Это то, что пошло, так скажем, в минус этой книге. Рыдания, стенания мужика, влюбленного в тощего подростока. В плюс может пойти язык, который в полной мере тонко отражал внутренний мир ГГ (любые бедра старше двенадцати называются жирными, к примеру — и это додержано до самого конца книги, крутота).
Еще в плюс идет то, что, видимо, визжащие об грозяще опасносте от этой книги совсем не заметили. Саму Лолиту. Ну, то есть, все наверное заметили, что она сама та еще штучка, это на поверхности. Но Набоков подметил и общую тенденцию, которая заметна всем парням еще в школе: все девушки немного геронтофилы. Все они мечтают о взрослых мужиках, независимо от того, сколько лет - пять или двадцать - между ними разницы. Почти каждая девушка, пережившая стадию "нимфетства" может рассказать историю, как она в четырнадцать лет встречалась с двадцати-, а то и с тридцатилетним мужиком. Серьезно. Таких немало. Ну, или мне везло. Интересно, что в почтенном возрасте происходит обратная ситуация и сорокалетние бабы начинают пускать слюни по смазливым молоденьким мальчикам. Об этом можно тоже книжку написать. В принципе.
6. Роберт Стивенсон "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда"6. Роберт Стивенсон "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда"
Не сказать, что мне было сильно интересно читать эту книгу, скорее, меня разбирало любопытство, как именно выглядит реальная история, сюжет которой обыгран стопицот тысяч раз во всех видах искусства и особенно в кино. По духу напомнило Конан Дойля. То есть это "приключенческая" литература того века. Донцова в XIX столетии. Удивительно, что такой простой неоромантический сюжет вызвал такой резонанс, что некоторые умудряются резонировать до сих пор. При том, что романтизм, естественно, с высоты современного взгляда, пережившего модернизм и постмодернизм, не представляет абсолютно никакого интереса, если, конечно, тебе не четырнадцать и ты не милая девушка, мечтающая, чтобы тебя погрыз вампир.
В общем, мне непонятно, почему каменная бинарная логика этой повести так вдохновляет людей.
7. Олдос Хаксли "Гений и богиня"7. Олдос Хаксли "Гений и богиня"
Вся книга - один огромный диалог, который местами так надолго превращается в монолог, что потом внезапные вставки ответных реплик ЛГ, весьма путают. В целом, заметно, что Хаксли писал это уже на склоне своих лет. Это повествование старика о своей молодости. История о двадцативосьмилетнем девственнике, который все эти годы прожил под крылом матери с ХГМ в последней стадии. И тут он вдруг узнает, что почтенная семья (пресловутые гений и богиня), которую он страшно уважал, видите ли, трахается. Не два раза за жизнь, чтоб породить двух детей, как он думал, а чуть ли не каждый день. Вот ужас-то! Грешники! Обожемойкактеперь жить. И так далее. В целом интересно, но скучновато местами.
Март:
8. Эрих Мария Ремарк "Возвращение"8. Эрих Мария Ремарк "Возвращение"
Ремарк, наверное, лучший представитель Потерянного поколения. Как бы ни были хороши Фитцджеральд и Хемингуэй, Ремарк все же переплюнул всех. Если брать этих троих, то Ремарк — это вернувшийся с фронта безногий солдат, который постоянно кричит от боли и страшных снов. Хемингуэй — это старый пафосный вояка, который напивается в баре и рассказывает всем, как он был на войне. А Фитцджеральд вообще войны и в глаза не видел (кстати так и есть, и он дико стыдился этого), но почему-то затесался в их компашку.
"Возвращение" — это дикий крик раненного солдата, криво зашитого контуженным хирургом. Солдата, у которого рана так и болела до конца жизни. Ремарк реально орет, орет на весь мир какая это все-таки хуевая штука — война, какая хуевая штука — государство и вообще много что-то хуевого в этой жизни.
Представляю, что он чувствовал, когда началась Вторая Мировая. Наверное, в этот момент он понял, что люди полные идиоты и даже если орать им прямо в ухо "не прыгай в огонь!" — они все равно прыгнут.
9. Уильям Фолкнер "Шум и Ярость"9. Уильям Фолкнер "Шум и Ярость"
Отличный фолкнеровский стиль, постмодернистический формат бреда — в общем, произведение очень вкусное. Часть персонажей на протяжении книги нестерпимо хотелось уебать тяжелым — в первую очередь мамашу этих несчастных детей, конечно. Произведение несколько удивило меня тем, что текущий сквозь текст сюжет (постоянно отодвигающийся на второй план, как будто он мешал автору) внезапно оборвался. Тупо произведение кончилось будто на середине. Я сначала подумал, что книга неправильно скачалась, потом — что Фолкнер может быть не успел дописать и помер? Но нет. Скорее всего, это дань постмодернизму, точнее у Фолкнера это была дань самому себе, он ведь понятия не имел о существовании литературного направления, богом которого является. Потому что текст может кончится когда угодно и вообще может произойти, что угодно и это все неважно. Постмодернизм, хуле.
Апрель:
10. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Битва королей. Книга II"10. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Битва королей. Книга II"
Сезон близко (с), а потому я решил снова заняться чтением бородатого организатора пышных свадеб с неожиданным финалом. Ничего принципиально нового сказать нельзя. Ну вторая часть Битвы королей поудачнее, да. Тут хотя бы события развиваются не так вялотекуще, как в первой. Но в целом все то же кашкообразное чтиво для развлечения.
11. Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту"11. Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту"
Решил ударить по небольшим антиутопиям. "451 градус..." когда-то проходили в школе, и я то ли читал его то ли нет — не помню, но сюжет я примерно знал. Конечно, сейчас произведение воспринимается как очень наивное. Геноцид гуманитариев — пха. Весьма однобоко. Ах, они не дают нам смотреть на небо, мечтать и писать стишке. И жгут книшке. Они забили нам мозги потреблядством. Ну е-мае, какая толстота.
12. Джордж Оруэлл "Скотный двор"12. Джордж Оруэлл "Скотный двор"
А вот это уже поинтереснее. Оруэлл копает поглубже, но совсем на другую тему. Бредбери страшит падение Культуры, Оруэлл же боится потери Свободы. Второе все-таки ближе к реальности. Каждое поколение люди плюются, что культура уже не торт, что сумерки и мстители (заменить на любое массовое произведение нужного временного периода), что гнием живьем. И так уже несколько сотен лет и культура с каждым разом становится только крепче, богаче и разнообразнее и никакие сумерки ее не убили. А вот потеря Свободы — вещь вполне осуществляемая не раз в человеческой истории.
Собственно Скотный двор страшен тем, что там виновата во всем жертва, а не узурпатор. По сути Оруэлл написал не про то, что ой-ой, диктаторы и тирания — это плохо (как будто это и так непонятно), а про то, что народ своим невежеством сам допускает диктарство и тиранию. Сменили орла на звезду — ура, свобода. Сменили красную тряпку на триколор — ура, свобода. Наверное, эта цикличность никогда не закончится. Очень удобная схема. Проводи раз в 100 лет ребрендинг, проводи маркетинговую войну "за свободу!" и все будет чики-пуки.
13. Владимир Сорокин "Метель"13. Владимир Сорокин "Метель"
О Сорокине много говорят. Иногда даже кажется, что про Сорокина чаще слышно, чем про Пелевина. Такая интересная ситуация в современной литературе — вот вроде и понимаешь, что всякие там Пелевин, Иванов, Сорокин — авторы в принципе не плохие. Понимаешь что есть они и формально они литература "немассовая", а есть Акунин и Лукьяненко, и вот они уже без сомнений "массовые". Но с другой стороны, если подумать тот же Пелевин уже давно стал мейнстримом, читать его считается годным-модным-молодежным. Зачастую просто потому что это повод понтанутся "а вот я читал у Пелевина..." Типа вот я тут крутую современную литературу читаю, выкусите. И вот от этого даже читать не хочется.
А казалось бы — автор-то тут причем? Да и книги от того, что попали в руки не слишком прошаренных читателей, хуже не становятся. Так что я решил плюнуть — все когда-нибудь станет мейнстримом — и почитать.
Ну что же. Постмодернистично. Концептуально. Продумано. Наверное, "Метель" можно вешать в рамочку, как образец постмодернизма. Потому что там все продумано и служит определенной цели. Видно, что текст воспринимается автором как средство, да и сам автор — тоже средство для передачи идеи. Это цепляет.
Язык очень хорошо стилизован под русскую литературу рубежа XIX-XX веков. Читать приятно, в написанное хорошо верится. Мир тоже очень хорошо проработан (там есть маленькие лошадки, мимими!) и вот за это особенная хвала Сорокину, потому что я от продуманных вселенных я получаю нескончаемое удовольствие. Это вообще удивительно, что такой четкий и понятный мир просматривается сквозь постмодерн. Даже в "Желтой стреле" у Пелевина все было не так круто, да и мир там был в пицот раз проще.
На этот необычный мир, где есть маленькие лошадки и гиганты с семиэтажный дом, накладывается старый как мир сюжет — сельский врач ебашит сквозь метель в деревню, где разразилась эпидемия (привет Булгакову) и все никак не может туда добраться. Но в этом старом как мир сюжете можно копаться бесконечно натыкаясь на слои смыслов. Особенно мне понравился вставной рассказ про ощущения человека, которого варят вживую на площади перед собором.
В общем, определенный фейерверк положительных впечатлений я получил. Я ожидал от этой книги гораздо меньшего.
14. Агота Кристоф "Толстая тетрадь"14. Агота Кристоф "Толстая тетрадь"
Охохо. Очень сложные у меня впечатления от этой книги. В основном потому, что на самом деле она состоит из трех книг и две последние писались через несколько лет после первой.
В общем, вся тема книги про двойничество, про мальчиков-близнецов, которые суть одна душа и друг без друга никак не могут. Это отражается и в манере текста (он ведется от первого лица множественного числа — очень интересно) и в сюжете и вообще везде — на этом завязано все.
Первая часть, собственно "Толстая тетрадь", пышет гипернатурализмом переходящим в треш — тут полным-полно педофилии, зоофилии и золотых дождей расписанных в мельчайших подробностях. С одной стороны, цепляет стилистическая сочность, от которая настолько круто передает эмоции, что можно даже обонятельные глюки словить, прям как у Золя. Но с другой стороны часть сознания противится, потому что тебе вроде и подсовывают натурализм, но ты понимаешь, что все это нифига не натурально — не может в одной жизни и в относительно небольшом промежутке времени произойти столько... этого.
Вторая и третья книги производят впечатления "оправдательных". Я вот с удовольствием остался бы в неведении что из этого правда, а что вымысел этих самых мальчиков. Я увидел книгу в чистом виде и мне совершенно неинтересно знать мнение автора, что же там истина, а что ложь. Но Агота Кристоф решила по-своему.
По сути, две последующие книги — это не просто жизнеописание выросших мальчиков, а подбор вариантов "что же это все-таки было". Читателю предлагается выбрать наиболее подходящий для него "правдоподобный" вариант событий. Это-то мне и не понравилось. Ну навалила ты трешака размером с Эверест. Ок. Ну нахрена начинать все это разгребать? Тебе что, вдруг стыдно стало за свой текст? ЗАЧЕМ нужны были эти две части? Сгладить треш, объясняя все тем, что это выдумка маленьких детей (или ребенка — один из вариантов предлагает идею, что мальчик все время был один, а близнец — это его выдумка)? Пфф, как тупо.
Теперь интересно сходить на постановку "Толстой тетради" — у нас как раз один из театров умудрился это сделать. Как они все это будут показывать неясно, но я надеюсь, что получится неплохо. Некоторые книги нельзя визуализировать никогда. И это претендент.
П. С. Книга сыграла со своим автором злую шутку — Агота так и не написала за всю жизнь ничего, что хотя бы немного приблизилось к Толстой тетради по уровню. Так и прожила всю жизнь "автором одного романа".
Май:
15. Габриэль Гарсиа Маркес "Любовь во время чумы"15. Габриэль Гарсиа Маркес "Любовь во время чумы"
Начал читать сразу после смерти самого Маркеса. Очередной писатель, смерть которого задевает сильнее, чем смерть некоторых родственников. Он выжрал весь мой мозг в "Сто лет одиночества", и я очень долго впечатлялся.
Про книгу. Есть и другой перевод - "...во время холеры", но он в разы хуже. Здесь гораздо меньше магического реализма, чем в "СЛО", потому мощного бурления мозга не происходит. Нет, тут жизнь вполне реалистична, ничего необычного. И история казалось бы весьма простая — некий паренек влюбился в девушку в пору своей юности и вел любовную осаду в стиле раннего романтизма — надушенные письма, засушенные цветочки в конвертах, серенады под окнами и прочая дребедень. И вот эту всю хренотень он тащил за собой в течение всей жизни, постоянно думая, что "вот сейчас, еще немного, и она станет моей". Естественно так он дотянул до момента, когда оба превратились в стариков.
Но как это подано! Через призму трех героев, на фоне глобальных событий, типа той же чумы или гражданской войны (вечная тема Маркеса и, видимо, вечная тема Колумбии). И приправлено все это чисто маркесовским колоритом: жара, сиесты, старики и их мысли, бойцовые петухи и мощная оторванность от остального цивилизованного мира. Нелепые смерти, нелепые зачатия, нелепые соития и свадьбы.
Вах, короче. Крутота.
16. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Буря мечей. Книга I"
17. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Буря мечей. Книга II"16. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Буря мечей. Книга I"
17. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Буря мечей. Книга II"
Собсно, Буря Мечей самая богатая на смерть главных героев часть "Песни..." О ней реально проще сказать "все умерли"ти-эм, чем что-то писать. Мартин безжалостно отправил фтопку, наверное 80% главных героев и столько же героев второго плана.
Что он хочет этим добиться вполне понятно. После серии о Красной свадьбе я пребывал в обширном шоке и мог только говорить "да ну нахер, да ну нахер..."
Потом повествование в книге обогнало повествование сериала. Признаюсь, читать мне стало интереснее. А каждый подвыверт сюжета или внезапная смерть вызывали мое громкое "Ебаааать!" Вика сказала, что я задрал постоянно это восклицать, так что можете представить сколько раз там кто-нибудь значимый умирал.
В общем, Джордж Мартин без сомнения очень ловкий писатель. Он знает, какие ниточки нужно дергать и как манипулировать читателем. Он умеет подогревать интерес и поворачивать сюжет на 180 градусов. В этом он молодец.
Никакой глубины в его книгах нет, естественно, но он и ничего не хочет ими сказать. Он развлекается и зарабатывает бабло, это понятно. Можно отдать ему должное, что он не делает это так тупо, как какой-нибудь Лукьяненко.
Июнь:
18. Чайна Мьевиль "Железный Совет"18. Чайна Мьевиль "Железный Совет"
В этом месяце я ленился, да и Железный Совет настолько не оправдал ожиданий, что мне тупо не хотелось читать. Дело в том, что крутость негласной трилогии росла в геометрической прогрессии — "Вокзал..." был неплох, от "Шрама" я остался в восторге... и как бы ожидал, что "ЖС" будет еще более крутым завершающим аккордом вселенной Бас-Лага. Но нет. Первые страниц триста просто невозможно вкурить, что происходит. Вообще у Мьевиля это всегда так — он вначале наворачивает несколько сюжетных линий, где ничего непонятно и потом они сливаются в одну и все встает на свои места. Но здесь этого как-то не вышло. Повествование раз за разом распадалось, цельности вообще никакой.
Описания тоже подкачали, может быть переводчик у этой книги другой, хз. Но стало как-то абстрактно. Все вырвиглазные фантазии Мьевиля, весь его сумасшедший мир, так сочно описывающийся в "Шраме" и "Вокзале...", здесь будто смазался.
Единственное, что мне очень понравилось, так это громадный флешбэк в середине книги, где описывалась, в частности, жизнь необычного болотного народца. Вот от этого вновь повеяло годнотой предыдущих книг. А в остальном, несмотря на то что в книге сочетаются стимпанк и революция (опять все было до нас ), не сказать, чтобы меня зацепило.
Июль:
19. Артур Конан Дойль "Его прощальный поклон"19. Артур Конан Дойль "Его прощальный поклон"
Ну все типа. Холмс решил — нахрен эти ваши расследования, я пошел разводить пчел. Но это не конец, будет еще, вашу мать, "Архив Шерлока Холмса", да когда же ты кончишься
20. Андрей Платонов "Котлован"20. Андрей Платонов "Котлован"
Вах! Какая крутая книга. И как я рад, что никто не смог заставить меня прочитать ее в школьные годы. Что вообще там может понять школьник? Как он может оценить этот охуенный язык, символы, скрытые отсылки? Ваще не понимаю, зачем заставлять школьников читать это. Настолько крутая литература, что для нее нужен хороший читательский опыт, иначе — какой смысл читать.
В общем, это произведение должно быть в списке маст рид.
21. Алексей Иванов "Общага-На-Крови"21. Алексей Иванов "Общага-На-Крови"
Ох уж эти ранние произведения. Не, конечно видно, что тут у Иванова уже работает этот его неуловимый стиль, его герои, несмотря на их поступки умеют нравиться. Но... но не бывает, что зашел чувак в комнату к другу, и они с порога начали вести философские беседу. Здесь же на каждом шагу герои — студенты, живущие в общаге, к слову — в совершенно внезапных ситуациях и местах начинают глаголить всяческие истины.
Идея проста как мир — довести идею нашего мира до предельной концентрации и поместить на небольшое очень типичное пространство (армия, больничная палата, школа, подъезд, поезд "Москва-Владивосток"...). Все герои архетипичны, устройство общаги знакомо каждому... Все очень просто.
И естественно все общажные штампы — все бухают, все трахаются, все матерятся, живут нелегально и время от времени суицидируют. Сферическое общежитие в вакууме. Разумеется сюжет в такой консистенции полностью предсказуем и стар как мир. ГГ тихий и скромный, удивительно вписавшийся в компанию отнюдь не тихих и совсем не скромных друзей. Они всячески философствуют/бухают/трахаются, наблюдают суициды. Потом ГГ находит прекрасную девушку, которую блин даже зовут Серафима. И вот вроде все хорошо, но под конец, как обычно, хуяк — и пиздец.
22. Габриэль Гарсиа Маркес "Палая листва"22. Габриэль Гарсиа Маркес "Палая листва"
Ну, Маркес как обычно. Крутость "Палой листвы" зашкаливает. Все произведение охватывает очень небольшой хронологический промежуток: хоронят одного чувака. Но подано это...
Подано это глазами трех разных героев — старика, женщины и мальчика (отца/деда, матери/дочери, сына/внука соответственно). Причем переходы от одного к другому происходят прямо в тексте. Сначала это бесило, но потом мозг привыкает и начинает офигевать. Одно и то же событие, но описывается с точки зрения разных людей, которые обращают внимание на совершенно различные детали и умудряются интерпретировать одно и то же действие совершенно по-разному. Все это разбавлено длинными флешбэками, которые постепенно переплетают судьбы наблюдателей с судьбой человека, который лежит на смертном одре. Но все это лишь верхний слой, потому что на самом деле этот небольшой во временном понимании эпизод раскрывает жизнь Макондо времен упадка — только добравшись до этого слоя понимаешь, почему произведение носит такое название. Ну, и понятно, что и на самой теме палой листвы произведение не останавливается и идет еще глубже. Черт, эта книга на уровне Джойса — одна из немногих книг, которую можно читать не только "вперед", но и "вглубь"
Август:
23. Эрих Мария Ремарк "Триумфальная арка"23. Эрих Мария Ремарк "Триумфальная арка"
Так вышло, что я начал читать "...арку" еще в самолете, летя из Италии. А закончил только вчера.
Это хорошо показывает, как комп и интернет мешают нам делать что-то действительно стоящее. В Италии за неделю (!) я осилил четыре книги, просто читая перед сном. Потому что никаких тебе интернетов поблизости. А приехав домой, одну мусолил больше месяца.
С другой стороны и сама книга сразу пошла как-то не очень. Мне было интересно в книге все, кроме сюжета. Предвоенное время, атмосфера близкого и неизбежного пиздеца, Франция тридцать девятого года, главный герой — беглый немец, жертва застенков гестапо. Что может быть интереснее?
Но сюжет меня совсем не увлек. Хотя, казалось бы, там есть все что нужно. Главный герой, как бравый представитель потерянного поколения, опрокидывает рюмку буквально на каждой странице. Попутно он нелегально оперирует. По большей части — беременных девушек, которым пытались сделать аборт в домашних условиях. К тому же ходит в бордель — не по прямому назначению, а чтобы проверять проституток на венерические болезни.
Все это перемежается жаждой мести одному гестаповцу и, неожиданно, дикой, как будто подростковой, любовью (мужику за сорок) с истериками, признаниями и прочим. Вот этот факт изрядно замедлял чтение, потому что... ну епт! Зато теперь понятно, почему рождаются перлы типа "Ведь когда она писала — она любила" и почему тупые женщины, так любят эту книгу, даже не пытаясь разобраться, кто ее автор. Ибо эта любовь как будто вырвана из дешевого любовного романа и впаяна в суровую притчу о предчувствии новой войны.
Сентябрь:
24. Агата Кристи "Десять негритят"24. Агата Кристи "Десять негритят"
Когда я решил почитать эту книгу, то внезапно выяснил, что теперь она ходит под другим названием и с несколько отредактированным текстом о_О Ибо, видите ли, название у нее совсем не толерантное (в оригинале "негритята" — niggers). Это меня неприятно удивило. Так делать нельзя. Никогда.
Сам детективчег очень классический, насквозь английский, прям так и хочется радостно завопить "А убийца — дворецкий!" Но при этом тайна заворачивалась весьма интересно, за врем прочтения у меня было несколько версий происходящего. Но разгадка оказалась весьма скучной, учитывая, что где-то за сто страниц до нее Кристи умудрилась весьма откровенно спалиться. Даже невнимательный читатель в этом месте мог бы догадаться. Но не это самое страшное, самое страшное — скучнейший мотив сложного, суперзапутанного преступления. То на чем сливаются не просто некоторые авторы, а, имхо, весь жанр в целом — запутанное преступление придумать можно, а вот ДЛЯ ЧЕГО оно было совершенно и почему именно таким способом — в этом и Конан Дойль провисал частенько.
25. Кормак МакКарти "Дорога"25. Кормак МакКарти "Дорога"
Захотелось мне постапокалипсиса. Решил посмотреть, что в этом жанре есть необычного, без ржавых мотоциклов, зомбей и сталкеров. "Дорога" как раз подошла.
Очень крутое, но весьма гнетущее чтиво. Тлен и безысходность — лозунг этой книжки. И ему следует не только сюжет, но и стиль описаний, композиция и вообще все. Мир автор описывает двумя цветами — серый и черный и только пару раз вкраплениями там проскакивают другие цвета, причем чаще всего — красный. Суть в том, что в мире произошел явный БП, уничтоживший не только цивилизацию, но и большую часть биосферы планеты. Главные герои — отец и маленький сын бредут через умерший мир, загребая ногами пепел, шарахаясь от любой тени и медленно, но верно умирая от наступающих холодов и голода. При этом опасность в этом мире одна — остатки человечества. Обезумевшие от голода, а оттого страдающие каннибализмом группы людей поджидают на каждом углу.
Язык — короткие увестистые предложения, усиливающие чувство безысходности. В общем, круто. Советую к прочтению.
26. Татьяна Толстая "Кысь"26. Татьяна Толстая "Кысь"
Блин, знаете что? А давайте радостно пошлем в жопу тех критиков, которые любят поговорить за "культура уперлась в тупик, современная русская литература говно, гдеженовыепушкины"? Я и сам, помню, таким грешил и только по одной-единственной причине — невежество. Если ты в руках держал одного Луьяненко, то это не значит, что РЛ скатилась в жопу. Все с ней нормально.
"Кысь" — книга охуенная. Это что-то вроде смешения антиутопии и постапоклипсиса, но совсем не хочется говорить об этой книге именно этими терминами. Она как-то выше их. Там охуенно подобранный язык (вкуснотища!), крутой глубокий мир, дающий интересные и понятные отсылки на нашу с вами реальность. Там все сделано хорошо. Книга цепляет и радует. Дает пищу для размышления. Позволяет получать удовольствие. В общем, в ней есть все что требуется, чтобы быть больше чем просто хорошей книгой.
К прочтению обязательно.
27. Курт Воннегут "Бойня номер пять или Крестовый поход детей"27. Курт Воннегут "Бойня номер пять или Крестовый поход детей"
Ну как-то я даже не знаю. Последнее время книга постоянно попадалась мне на глаза, все паблики шептали: "Прочти-прочти-прочти!" Окончательным поводом почитать ее послужил факт, что книга якобы запрещена в США. Типа там рассказана вся тяжелая правда о знаменитом налете на Дрезден и ничего хорошего и героического в этом налете нет. Потому и запретили.
Ну, это-то я как раз понял. Да, Дрезден, да, пиздец. Германия уже стопроцентно всасывала, в Дрездене не было суперважных военных объектов и вообще его уже вот-вот должны были взять русские. Но кто-то где-то в командовании армии союзников решил, что надо бомбануть. И бомбанули. По мирному городу. С такой жестокостью, что даже Хиросима кажется милосердием. Сто с лишним тысяч простых горожан-немцев и целая куча военнопленных американцев, русских, поляков и англичан тогда полегли, а древний красивый город превратился в наглядный макет лунной поверхности. Вопросы "зачем" и "нахуя" задаются до сих пор. На месте тех, кто это придумал я бы уебался головой о стену.
Это понятно. Но книга не только об этом... и как бы вот совсем непонятно зачем. Чего только стоит первая глава, где Воннегут пишет от имени себя о том, как он, блять, рожает эту самую книгу. Зачем?! о_О Потом — главный герой всю книгу рандомно перемещается во времени. За это время он не только побывал в Дрездене, но и прожил скучнейшую жизнь простого мещанина и один раз был похищен инопланетянами. Как я понял, главной темой книги являлся все-таки не Дрезден, а как раз нелинейность времени. Плюсом Воннегут наглядно сравнивал суперскучную сытую послевоенную жизнь с пиздецом самой войны. Как бы предполагается, что книга все-таки об этом, хотя автор и орет тебе прям в лицо, что книга эта все-таки про Дрезден.
В результате сия книго распалась для меня на три не очень связанные составляющие. В целом, по отдельности, эти куски неплохие, но вместе смотрятся странно. Может, я чего-то не понял.
Октябрь:
28. Кормак МакКарти "Старикам тут не место"28. Кормак МакКарти "Старикам тут не место"
Как-то не пошла у меня эта книга так же хорошо, как "Дорога". Очень много сумбура и сюжет хром на обе ноги, имхо.
Повествование от лица нескольких персонажей, что в большинстве случаев записывается произведению в плюс. Здесь ситуация обратная. Из-за общей нестройности текста через некоторое время устаешь от постоянной смены ЛГ и начинаешь запутываться, а что вообще, где и в какой момент? Сначала все здорово — есть некий чувак, который умыкает чемодан с деньгами с места преступления (большой перестрелки). Есть шериф, который сие преступление расследует. И есть наемный убийца, который ищет чемодан с деньгами, попутно наваливая кучу трупов. Но потом все они как-то перемешиваются и совершенно теряются в пространстве относительно друг друга (не, может книга для знатоков Техаса, тогда все ок). Я вообще иногда не мог понять в каком месте сейчас находится первый, сколько до него осталось третьему и где между ними затерялся второй?
Но это еще ладно, это еще простительно. А непростительна абсолютно слитая концовка. По сути книга кончилась ничем. С каждым из героев что-то послучалось некоторое время, но потом автор как-то быстро замял тему, похвилософствовал устами шерифа да и решил закончить роман. Как вообще? Зачем? Не, можно все списать на постмодернизм, но что-то это не на него похоже, а на слив. Как будто автор наворотил каши, а потом не знал, что с ней делать.
29. Карлос Кастанеда "Учения Дона Хуана, путь знания индейцев Яки"29. Карлос Кастанеда "Учения Дона Хуана, путь знания индейцев Яки"
Ой блин, как я долго вымучивал эту фигню. Книга суть заметки самого Кастанеды о том, как он учится "тайному знанию" у индейца Хуана. На протяжении всей книги герой жрет всякие грибы, курит всяку траву и пьет всякий отвар. От всего этого он дико галлюцинирует, а дон Хуан учит его эти галлюцинации правильно интерпретировать. В целом, как я понял, книга о том, что в мире присутствуют интересные (магические) крутые силы, но мы их не воспринимаем, потому что у нас "западное" сознание. То есть мы все принимаем мир, как некий научный факт и препарируем его именно с привычной нам научной точки зрения.
Однако, поверить в мир вызванный галлюцинаторными свойствами разных растений, у меня как-то не получилось. Потому что, ну это блять что вообще?
Короче, хуита и ниачем. И пусть меня заклюют просветленные знатоки Кастанеды
Ноябрь:
30. Иэн Макьюэн "Амстердам"30. Иэн Макьюэн "Амстердам"
Ну, неплохо, неплохо. Все, конечно, немного предсказуемо, но книга и не про то, чтобы догадаться, что же произойдет в конце. В ней интересен даже не сам сюжет, а действия, совершаемые героями, их описание, мощность языка. В общем, книга о том, как два чувака — композитор и редактор большой газеты, договариваются об обоюдной эвтаназии (если кто-то лишается рассудка, памяти — второй обязуется убить его). А дальше идет описание их дальнейшей жизни — один пишет симфонию, другой разжигает скандалы. И так круто все это сделано — и боли в левой руке у композитора и пустота в правом полушарии у редактора... Прям так живо, что аж у самого себя начинаешь чувствовать эти симптомы.
Декабрь:
31. Артур Конан Дойль "Архив Шерлока Холмса"
Вот я и закончил читать антологию похождений ШХ. Ничем интересным не закончилось, простите за разочарование.
Теперь можно посмотреть советского Ливанова и этого вашего Камбербэтча
Книгочтение 2013 (32)
Книгочтение 2012 (28)
1. Чайна Мьевиль "Шрам"1. Чайна Мьевиль "Шрам"
Круто. Лучше, чем "Вокзал..." и вообще интереснее. У Мьевиля все ок с wow-эффектами, и он знает, где их расставлять. Правда, некоторые "новации" у него все-таки переходят за грань треша, но в целом - отлично.
2. Артур Конан Дойль "Возвращение Шерлока Холмса"2. Артур Конан Дойль "Возвращение Шерлока Холмса"
Итак, Шерлок весьма тривиально воскрес из мертвых и продолжил свои дела.
3. Артур Конан Дойль "Долина ужаса"3. Артур Конан Дойль "Долина ужаса"
Некий флешбэк в общем потоке повестования о Шерлоке. Если "Собака Баскервилей" вообще выпадает из хронологии и нельзя понять, между какими сборниками происходило сие действо, то о "Долине ужаса" можно четко сказать, что это некий приквел к "Последнему делу Холмса". Однако в отличие от "Собаки..." выделиться среди прочего "Долине..." абсолютно нечем.
4. Нил Гейман "Этюд в изумрудных тонах"4. Нил Гейман "Этюд в изумрудных тонах"
Как нетрудно догадаться это пародия на "Этюд в багровых тонах" Дойля. Однако чтоб понять некоторые тонкие параллели необходимо прочитать весь цикл произведений о Холмсе. Там весьма много отсылок к той же "Долине ужаса". Примечательно, что каждая глава начинается рекламным объявлением от известного персонажа околохолмсовской эпохи: доктор Джекил продает порошочек, Джек Потрошитель рекламирует свежее мягкое мясо, а известный румынский граф рекомендует кровопускание от профессионалов. Однако, несмотря на все эти любопытные пасхалки, произведение какое-то тупое, ибо совершенно непонятно, ради чего, собственно, все было сделано?
Февраль:
5. Владимир Набоков "Лолита"5. Владимир Набоков "Лолита"
Наконец-то я добрался до. Ну что же сказать. В итоге я так и не понял тех, кто люто бешено стремиться выкорчевать эту книгу из людской памяти. Ничего в ней такого страшного и тем более побуждающего к педобирству нет. Одновременно я и не понял тех, кто по этой книге писает кипяточком. Ну, Набоков, да. Ну язык ок. И что?
Я жевал эту книги две с половиной недели и большую часть этого времени заняли продирания сквозь сопли ГГ, размазанные густым слоем по всей книге. Это то, что пошло, так скажем, в минус этой книге. Рыдания, стенания мужика, влюбленного в тощего подростока. В плюс может пойти язык, который в полной мере тонко отражал внутренний мир ГГ (любые бедра старше двенадцати называются жирными, к примеру — и это додержано до самого конца книги, крутота).
Еще в плюс идет то, что, видимо, визжащие об грозяще опасносте от этой книги совсем не заметили. Саму Лолиту. Ну, то есть, все наверное заметили, что она сама та еще штучка, это на поверхности. Но Набоков подметил и общую тенденцию, которая заметна всем парням еще в школе: все девушки немного геронтофилы. Все они мечтают о взрослых мужиках, независимо от того, сколько лет - пять или двадцать - между ними разницы. Почти каждая девушка, пережившая стадию "нимфетства" может рассказать историю, как она в четырнадцать лет встречалась с двадцати-, а то и с тридцатилетним мужиком. Серьезно. Таких немало. Ну, или мне везло. Интересно, что в почтенном возрасте происходит обратная ситуация и сорокалетние бабы начинают пускать слюни по смазливым молоденьким мальчикам. Об этом можно тоже книжку написать. В принципе.
6. Роберт Стивенсон "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда"6. Роберт Стивенсон "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда"
Не сказать, что мне было сильно интересно читать эту книгу, скорее, меня разбирало любопытство, как именно выглядит реальная история, сюжет которой обыгран стопицот тысяч раз во всех видах искусства и особенно в кино. По духу напомнило Конан Дойля. То есть это "приключенческая" литература того века. Донцова в XIX столетии. Удивительно, что такой простой неоромантический сюжет вызвал такой резонанс, что некоторые умудряются резонировать до сих пор. При том, что романтизм, естественно, с высоты современного взгляда, пережившего модернизм и постмодернизм, не представляет абсолютно никакого интереса, если, конечно, тебе не четырнадцать и ты не милая девушка, мечтающая, чтобы тебя погрыз вампир.
В общем, мне непонятно, почему каменная бинарная логика этой повести так вдохновляет людей.
7. Олдос Хаксли "Гений и богиня"7. Олдос Хаксли "Гений и богиня"
Вся книга - один огромный диалог, который местами так надолго превращается в монолог, что потом внезапные вставки ответных реплик ЛГ, весьма путают. В целом, заметно, что Хаксли писал это уже на склоне своих лет. Это повествование старика о своей молодости. История о двадцативосьмилетнем девственнике, который все эти годы прожил под крылом матери с ХГМ в последней стадии. И тут он вдруг узнает, что почтенная семья (пресловутые гений и богиня), которую он страшно уважал, видите ли, трахается. Не два раза за жизнь, чтоб породить двух детей, как он думал, а чуть ли не каждый день. Вот ужас-то! Грешники! Обожемойкактеперь жить. И так далее. В целом интересно, но скучновато местами.
Март:
8. Эрих Мария Ремарк "Возвращение"8. Эрих Мария Ремарк "Возвращение"
Ремарк, наверное, лучший представитель Потерянного поколения. Как бы ни были хороши Фитцджеральд и Хемингуэй, Ремарк все же переплюнул всех. Если брать этих троих, то Ремарк — это вернувшийся с фронта безногий солдат, который постоянно кричит от боли и страшных снов. Хемингуэй — это старый пафосный вояка, который напивается в баре и рассказывает всем, как он был на войне. А Фитцджеральд вообще войны и в глаза не видел (кстати так и есть, и он дико стыдился этого), но почему-то затесался в их компашку.
"Возвращение" — это дикий крик раненного солдата, криво зашитого контуженным хирургом. Солдата, у которого рана так и болела до конца жизни. Ремарк реально орет, орет на весь мир какая это все-таки хуевая штука — война, какая хуевая штука — государство и вообще много что-то хуевого в этой жизни.
Представляю, что он чувствовал, когда началась Вторая Мировая. Наверное, в этот момент он понял, что люди полные идиоты и даже если орать им прямо в ухо "не прыгай в огонь!" — они все равно прыгнут.
9. Уильям Фолкнер "Шум и Ярость"9. Уильям Фолкнер "Шум и Ярость"
Отличный фолкнеровский стиль, постмодернистический формат бреда — в общем, произведение очень вкусное. Часть персонажей на протяжении книги нестерпимо хотелось уебать тяжелым — в первую очередь мамашу этих несчастных детей, конечно. Произведение несколько удивило меня тем, что текущий сквозь текст сюжет (постоянно отодвигающийся на второй план, как будто он мешал автору) внезапно оборвался. Тупо произведение кончилось будто на середине. Я сначала подумал, что книга неправильно скачалась, потом — что Фолкнер может быть не успел дописать и помер? Но нет. Скорее всего, это дань постмодернизму, точнее у Фолкнера это была дань самому себе, он ведь понятия не имел о существовании литературного направления, богом которого является. Потому что текст может кончится когда угодно и вообще может произойти, что угодно и это все неважно. Постмодернизм, хуле.
Апрель:
10. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Битва королей. Книга II"10. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Битва королей. Книга II"
Сезон близко (с), а потому я решил снова заняться чтением бородатого организатора пышных свадеб с неожиданным финалом. Ничего принципиально нового сказать нельзя. Ну вторая часть Битвы королей поудачнее, да. Тут хотя бы события развиваются не так вялотекуще, как в первой. Но в целом все то же кашкообразное чтиво для развлечения.
11. Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту"11. Рэй Бредбери "451 градус по Фаренгейту"
Решил ударить по небольшим антиутопиям. "451 градус..." когда-то проходили в школе, и я то ли читал его то ли нет — не помню, но сюжет я примерно знал. Конечно, сейчас произведение воспринимается как очень наивное. Геноцид гуманитариев — пха. Весьма однобоко. Ах, они не дают нам смотреть на небо, мечтать и писать стишке. И жгут книшке. Они забили нам мозги потреблядством. Ну е-мае, какая толстота.
12. Джордж Оруэлл "Скотный двор"12. Джордж Оруэлл "Скотный двор"
А вот это уже поинтереснее. Оруэлл копает поглубже, но совсем на другую тему. Бредбери страшит падение Культуры, Оруэлл же боится потери Свободы. Второе все-таки ближе к реальности. Каждое поколение люди плюются, что культура уже не торт, что сумерки и мстители (заменить на любое массовое произведение нужного временного периода), что гнием живьем. И так уже несколько сотен лет и культура с каждым разом становится только крепче, богаче и разнообразнее и никакие сумерки ее не убили. А вот потеря Свободы — вещь вполне осуществляемая не раз в человеческой истории.
Собственно Скотный двор страшен тем, что там виновата во всем жертва, а не узурпатор. По сути Оруэлл написал не про то, что ой-ой, диктаторы и тирания — это плохо (как будто это и так непонятно), а про то, что народ своим невежеством сам допускает диктарство и тиранию. Сменили орла на звезду — ура, свобода. Сменили красную тряпку на триколор — ура, свобода. Наверное, эта цикличность никогда не закончится. Очень удобная схема. Проводи раз в 100 лет ребрендинг, проводи маркетинговую войну "за свободу!" и все будет чики-пуки.
13. Владимир Сорокин "Метель"13. Владимир Сорокин "Метель"
О Сорокине много говорят. Иногда даже кажется, что про Сорокина чаще слышно, чем про Пелевина. Такая интересная ситуация в современной литературе — вот вроде и понимаешь, что всякие там Пелевин, Иванов, Сорокин — авторы в принципе не плохие. Понимаешь что есть они и формально они литература "немассовая", а есть Акунин и Лукьяненко, и вот они уже без сомнений "массовые". Но с другой стороны, если подумать тот же Пелевин уже давно стал мейнстримом, читать его считается годным-модным-молодежным. Зачастую просто потому что это повод понтанутся "а вот я читал у Пелевина..." Типа вот я тут крутую современную литературу читаю, выкусите. И вот от этого даже читать не хочется.
А казалось бы — автор-то тут причем? Да и книги от того, что попали в руки не слишком прошаренных читателей, хуже не становятся. Так что я решил плюнуть — все когда-нибудь станет мейнстримом — и почитать.
Ну что же. Постмодернистично. Концептуально. Продумано. Наверное, "Метель" можно вешать в рамочку, как образец постмодернизма. Потому что там все продумано и служит определенной цели. Видно, что текст воспринимается автором как средство, да и сам автор — тоже средство для передачи идеи. Это цепляет.
Язык очень хорошо стилизован под русскую литературу рубежа XIX-XX веков. Читать приятно, в написанное хорошо верится. Мир тоже очень хорошо проработан (там есть маленькие лошадки, мимими!) и вот за это особенная хвала Сорокину, потому что я от продуманных вселенных я получаю нескончаемое удовольствие. Это вообще удивительно, что такой четкий и понятный мир просматривается сквозь постмодерн. Даже в "Желтой стреле" у Пелевина все было не так круто, да и мир там был в пицот раз проще.
На этот необычный мир, где есть маленькие лошадки и гиганты с семиэтажный дом, накладывается старый как мир сюжет — сельский врач ебашит сквозь метель в деревню, где разразилась эпидемия (привет Булгакову) и все никак не может туда добраться. Но в этом старом как мир сюжете можно копаться бесконечно натыкаясь на слои смыслов. Особенно мне понравился вставной рассказ про ощущения человека, которого варят вживую на площади перед собором.
В общем, определенный фейерверк положительных впечатлений я получил. Я ожидал от этой книги гораздо меньшего.
14. Агота Кристоф "Толстая тетрадь"14. Агота Кристоф "Толстая тетрадь"
Охохо. Очень сложные у меня впечатления от этой книги. В основном потому, что на самом деле она состоит из трех книг и две последние писались через несколько лет после первой.
В общем, вся тема книги про двойничество, про мальчиков-близнецов, которые суть одна душа и друг без друга никак не могут. Это отражается и в манере текста (он ведется от первого лица множественного числа — очень интересно) и в сюжете и вообще везде — на этом завязано все.
Первая часть, собственно "Толстая тетрадь", пышет гипернатурализмом переходящим в треш — тут полным-полно педофилии, зоофилии и золотых дождей расписанных в мельчайших подробностях. С одной стороны, цепляет стилистическая сочность, от которая настолько круто передает эмоции, что можно даже обонятельные глюки словить, прям как у Золя. Но с другой стороны часть сознания противится, потому что тебе вроде и подсовывают натурализм, но ты понимаешь, что все это нифига не натурально — не может в одной жизни и в относительно небольшом промежутке времени произойти столько... этого.
Вторая и третья книги производят впечатления "оправдательных". Я вот с удовольствием остался бы в неведении что из этого правда, а что вымысел этих самых мальчиков. Я увидел книгу в чистом виде и мне совершенно неинтересно знать мнение автора, что же там истина, а что ложь. Но Агота Кристоф решила по-своему.
По сути, две последующие книги — это не просто жизнеописание выросших мальчиков, а подбор вариантов "что же это все-таки было". Читателю предлагается выбрать наиболее подходящий для него "правдоподобный" вариант событий. Это-то мне и не понравилось. Ну навалила ты трешака размером с Эверест. Ок. Ну нахрена начинать все это разгребать? Тебе что, вдруг стыдно стало за свой текст? ЗАЧЕМ нужны были эти две части? Сгладить треш, объясняя все тем, что это выдумка маленьких детей (или ребенка — один из вариантов предлагает идею, что мальчик все время был один, а близнец — это его выдумка)? Пфф, как тупо.
Теперь интересно сходить на постановку "Толстой тетради" — у нас как раз один из театров умудрился это сделать. Как они все это будут показывать неясно, но я надеюсь, что получится неплохо. Некоторые книги нельзя визуализировать никогда. И это претендент.
П. С. Книга сыграла со своим автором злую шутку — Агота так и не написала за всю жизнь ничего, что хотя бы немного приблизилось к Толстой тетради по уровню. Так и прожила всю жизнь "автором одного романа".
Май:
15. Габриэль Гарсиа Маркес "Любовь во время чумы"15. Габриэль Гарсиа Маркес "Любовь во время чумы"
Начал читать сразу после смерти самого Маркеса. Очередной писатель, смерть которого задевает сильнее, чем смерть некоторых родственников. Он выжрал весь мой мозг в "Сто лет одиночества", и я очень долго впечатлялся.
Про книгу. Есть и другой перевод - "...во время холеры", но он в разы хуже. Здесь гораздо меньше магического реализма, чем в "СЛО", потому мощного бурления мозга не происходит. Нет, тут жизнь вполне реалистична, ничего необычного. И история казалось бы весьма простая — некий паренек влюбился в девушку в пору своей юности и вел любовную осаду в стиле раннего романтизма — надушенные письма, засушенные цветочки в конвертах, серенады под окнами и прочая дребедень. И вот эту всю хренотень он тащил за собой в течение всей жизни, постоянно думая, что "вот сейчас, еще немного, и она станет моей". Естественно так он дотянул до момента, когда оба превратились в стариков.
Но как это подано! Через призму трех героев, на фоне глобальных событий, типа той же чумы или гражданской войны (вечная тема Маркеса и, видимо, вечная тема Колумбии). И приправлено все это чисто маркесовским колоритом: жара, сиесты, старики и их мысли, бойцовые петухи и мощная оторванность от остального цивилизованного мира. Нелепые смерти, нелепые зачатия, нелепые соития и свадьбы.
Вах, короче. Крутота.
16. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Буря мечей. Книга I"
17. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Буря мечей. Книга II"16. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Буря мечей. Книга I"
17. Джордж Р. Р. Мартин "Песнь льда и пламени. Буря мечей. Книга II"
Собсно, Буря Мечей самая богатая на смерть главных героев часть "Песни..." О ней реально проще сказать "все умерли"ти-эм, чем что-то писать. Мартин безжалостно отправил фтопку, наверное 80% главных героев и столько же героев второго плана.
Что он хочет этим добиться вполне понятно. После серии о Красной свадьбе я пребывал в обширном шоке и мог только говорить "да ну нахер, да ну нахер..."
Потом повествование в книге обогнало повествование сериала. Признаюсь, читать мне стало интереснее. А каждый подвыверт сюжета или внезапная смерть вызывали мое громкое "Ебаааать!" Вика сказала, что я задрал постоянно это восклицать, так что можете представить сколько раз там кто-нибудь значимый умирал.
В общем, Джордж Мартин без сомнения очень ловкий писатель. Он знает, какие ниточки нужно дергать и как манипулировать читателем. Он умеет подогревать интерес и поворачивать сюжет на 180 градусов. В этом он молодец.
Никакой глубины в его книгах нет, естественно, но он и ничего не хочет ими сказать. Он развлекается и зарабатывает бабло, это понятно. Можно отдать ему должное, что он не делает это так тупо, как какой-нибудь Лукьяненко.
Июнь:
18. Чайна Мьевиль "Железный Совет"18. Чайна Мьевиль "Железный Совет"
В этом месяце я ленился, да и Железный Совет настолько не оправдал ожиданий, что мне тупо не хотелось читать. Дело в том, что крутость негласной трилогии росла в геометрической прогрессии — "Вокзал..." был неплох, от "Шрама" я остался в восторге... и как бы ожидал, что "ЖС" будет еще более крутым завершающим аккордом вселенной Бас-Лага. Но нет. Первые страниц триста просто невозможно вкурить, что происходит. Вообще у Мьевиля это всегда так — он вначале наворачивает несколько сюжетных линий, где ничего непонятно и потом они сливаются в одну и все встает на свои места. Но здесь этого как-то не вышло. Повествование раз за разом распадалось, цельности вообще никакой.
Описания тоже подкачали, может быть переводчик у этой книги другой, хз. Но стало как-то абстрактно. Все вырвиглазные фантазии Мьевиля, весь его сумасшедший мир, так сочно описывающийся в "Шраме" и "Вокзале...", здесь будто смазался.
Единственное, что мне очень понравилось, так это громадный флешбэк в середине книги, где описывалась, в частности, жизнь необычного болотного народца. Вот от этого вновь повеяло годнотой предыдущих книг. А в остальном, несмотря на то что в книге сочетаются стимпанк и революция (опять все было до нас ), не сказать, чтобы меня зацепило.
Июль:
19. Артур Конан Дойль "Его прощальный поклон"19. Артур Конан Дойль "Его прощальный поклон"
Ну все типа. Холмс решил — нахрен эти ваши расследования, я пошел разводить пчел. Но это не конец, будет еще, вашу мать, "Архив Шерлока Холмса", да когда же ты кончишься
20. Андрей Платонов "Котлован"20. Андрей Платонов "Котлован"
Вах! Какая крутая книга. И как я рад, что никто не смог заставить меня прочитать ее в школьные годы. Что вообще там может понять школьник? Как он может оценить этот охуенный язык, символы, скрытые отсылки? Ваще не понимаю, зачем заставлять школьников читать это. Настолько крутая литература, что для нее нужен хороший читательский опыт, иначе — какой смысл читать.
В общем, это произведение должно быть в списке маст рид.
21. Алексей Иванов "Общага-На-Крови"21. Алексей Иванов "Общага-На-Крови"
Ох уж эти ранние произведения. Не, конечно видно, что тут у Иванова уже работает этот его неуловимый стиль, его герои, несмотря на их поступки умеют нравиться. Но... но не бывает, что зашел чувак в комнату к другу, и они с порога начали вести философские беседу. Здесь же на каждом шагу герои — студенты, живущие в общаге, к слову — в совершенно внезапных ситуациях и местах начинают глаголить всяческие истины.
Идея проста как мир — довести идею нашего мира до предельной концентрации и поместить на небольшое очень типичное пространство (армия, больничная палата, школа, подъезд, поезд "Москва-Владивосток"...). Все герои архетипичны, устройство общаги знакомо каждому... Все очень просто.
И естественно все общажные штампы — все бухают, все трахаются, все матерятся, живут нелегально и время от времени суицидируют. Сферическое общежитие в вакууме. Разумеется сюжет в такой консистенции полностью предсказуем и стар как мир. ГГ тихий и скромный, удивительно вписавшийся в компанию отнюдь не тихих и совсем не скромных друзей. Они всячески философствуют/бухают/трахаются, наблюдают суициды. Потом ГГ находит прекрасную девушку, которую блин даже зовут Серафима. И вот вроде все хорошо, но под конец, как обычно, хуяк — и пиздец.
22. Габриэль Гарсиа Маркес "Палая листва"22. Габриэль Гарсиа Маркес "Палая листва"
Ну, Маркес как обычно. Крутость "Палой листвы" зашкаливает. Все произведение охватывает очень небольшой хронологический промежуток: хоронят одного чувака. Но подано это...
Подано это глазами трех разных героев — старика, женщины и мальчика (отца/деда, матери/дочери, сына/внука соответственно). Причем переходы от одного к другому происходят прямо в тексте. Сначала это бесило, но потом мозг привыкает и начинает офигевать. Одно и то же событие, но описывается с точки зрения разных людей, которые обращают внимание на совершенно различные детали и умудряются интерпретировать одно и то же действие совершенно по-разному. Все это разбавлено длинными флешбэками, которые постепенно переплетают судьбы наблюдателей с судьбой человека, который лежит на смертном одре. Но все это лишь верхний слой, потому что на самом деле этот небольшой во временном понимании эпизод раскрывает жизнь Макондо времен упадка — только добравшись до этого слоя понимаешь, почему произведение носит такое название. Ну, и понятно, что и на самой теме палой листвы произведение не останавливается и идет еще глубже. Черт, эта книга на уровне Джойса — одна из немногих книг, которую можно читать не только "вперед", но и "вглубь"
Август:
23. Эрих Мария Ремарк "Триумфальная арка"23. Эрих Мария Ремарк "Триумфальная арка"
Так вышло, что я начал читать "...арку" еще в самолете, летя из Италии. А закончил только вчера.
Это хорошо показывает, как комп и интернет мешают нам делать что-то действительно стоящее. В Италии за неделю (!) я осилил четыре книги, просто читая перед сном. Потому что никаких тебе интернетов поблизости. А приехав домой, одну мусолил больше месяца.
С другой стороны и сама книга сразу пошла как-то не очень. Мне было интересно в книге все, кроме сюжета. Предвоенное время, атмосфера близкого и неизбежного пиздеца, Франция тридцать девятого года, главный герой — беглый немец, жертва застенков гестапо. Что может быть интереснее?
Но сюжет меня совсем не увлек. Хотя, казалось бы, там есть все что нужно. Главный герой, как бравый представитель потерянного поколения, опрокидывает рюмку буквально на каждой странице. Попутно он нелегально оперирует. По большей части — беременных девушек, которым пытались сделать аборт в домашних условиях. К тому же ходит в бордель — не по прямому назначению, а чтобы проверять проституток на венерические болезни.
Все это перемежается жаждой мести одному гестаповцу и, неожиданно, дикой, как будто подростковой, любовью (мужику за сорок) с истериками, признаниями и прочим. Вот этот факт изрядно замедлял чтение, потому что... ну епт! Зато теперь понятно, почему рождаются перлы типа "Ведь когда она писала — она любила" и почему тупые женщины, так любят эту книгу, даже не пытаясь разобраться, кто ее автор. Ибо эта любовь как будто вырвана из дешевого любовного романа и впаяна в суровую притчу о предчувствии новой войны.
Сентябрь:
24. Агата Кристи "Десять негритят"24. Агата Кристи "Десять негритят"
Когда я решил почитать эту книгу, то внезапно выяснил, что теперь она ходит под другим названием и с несколько отредактированным текстом о_О Ибо, видите ли, название у нее совсем не толерантное (в оригинале "негритята" — niggers). Это меня неприятно удивило. Так делать нельзя. Никогда.
Сам детективчег очень классический, насквозь английский, прям так и хочется радостно завопить "А убийца — дворецкий!" Но при этом тайна заворачивалась весьма интересно, за врем прочтения у меня было несколько версий происходящего. Но разгадка оказалась весьма скучной, учитывая, что где-то за сто страниц до нее Кристи умудрилась весьма откровенно спалиться. Даже невнимательный читатель в этом месте мог бы догадаться. Но не это самое страшное, самое страшное — скучнейший мотив сложного, суперзапутанного преступления. То на чем сливаются не просто некоторые авторы, а, имхо, весь жанр в целом — запутанное преступление придумать можно, а вот ДЛЯ ЧЕГО оно было совершенно и почему именно таким способом — в этом и Конан Дойль провисал частенько.
25. Кормак МакКарти "Дорога"25. Кормак МакКарти "Дорога"
Захотелось мне постапокалипсиса. Решил посмотреть, что в этом жанре есть необычного, без ржавых мотоциклов, зомбей и сталкеров. "Дорога" как раз подошла.
Очень крутое, но весьма гнетущее чтиво. Тлен и безысходность — лозунг этой книжки. И ему следует не только сюжет, но и стиль описаний, композиция и вообще все. Мир автор описывает двумя цветами — серый и черный и только пару раз вкраплениями там проскакивают другие цвета, причем чаще всего — красный. Суть в том, что в мире произошел явный БП, уничтоживший не только цивилизацию, но и большую часть биосферы планеты. Главные герои — отец и маленький сын бредут через умерший мир, загребая ногами пепел, шарахаясь от любой тени и медленно, но верно умирая от наступающих холодов и голода. При этом опасность в этом мире одна — остатки человечества. Обезумевшие от голода, а оттого страдающие каннибализмом группы людей поджидают на каждом углу.
Язык — короткие увестистые предложения, усиливающие чувство безысходности. В общем, круто. Советую к прочтению.
26. Татьяна Толстая "Кысь"26. Татьяна Толстая "Кысь"
Блин, знаете что? А давайте радостно пошлем в жопу тех критиков, которые любят поговорить за "культура уперлась в тупик, современная русская литература говно, гдеженовыепушкины"? Я и сам, помню, таким грешил и только по одной-единственной причине — невежество. Если ты в руках держал одного Луьяненко, то это не значит, что РЛ скатилась в жопу. Все с ней нормально.
"Кысь" — книга охуенная. Это что-то вроде смешения антиутопии и постапоклипсиса, но совсем не хочется говорить об этой книге именно этими терминами. Она как-то выше их. Там охуенно подобранный язык (вкуснотища!), крутой глубокий мир, дающий интересные и понятные отсылки на нашу с вами реальность. Там все сделано хорошо. Книга цепляет и радует. Дает пищу для размышления. Позволяет получать удовольствие. В общем, в ней есть все что требуется, чтобы быть больше чем просто хорошей книгой.
К прочтению обязательно.
27. Курт Воннегут "Бойня номер пять или Крестовый поход детей"27. Курт Воннегут "Бойня номер пять или Крестовый поход детей"
Ну как-то я даже не знаю. Последнее время книга постоянно попадалась мне на глаза, все паблики шептали: "Прочти-прочти-прочти!" Окончательным поводом почитать ее послужил факт, что книга якобы запрещена в США. Типа там рассказана вся тяжелая правда о знаменитом налете на Дрезден и ничего хорошего и героического в этом налете нет. Потому и запретили.
Ну, это-то я как раз понял. Да, Дрезден, да, пиздец. Германия уже стопроцентно всасывала, в Дрездене не было суперважных военных объектов и вообще его уже вот-вот должны были взять русские. Но кто-то где-то в командовании армии союзников решил, что надо бомбануть. И бомбанули. По мирному городу. С такой жестокостью, что даже Хиросима кажется милосердием. Сто с лишним тысяч простых горожан-немцев и целая куча военнопленных американцев, русских, поляков и англичан тогда полегли, а древний красивый город превратился в наглядный макет лунной поверхности. Вопросы "зачем" и "нахуя" задаются до сих пор. На месте тех, кто это придумал я бы уебался головой о стену.
Это понятно. Но книга не только об этом... и как бы вот совсем непонятно зачем. Чего только стоит первая глава, где Воннегут пишет от имени себя о том, как он, блять, рожает эту самую книгу. Зачем?! о_О Потом — главный герой всю книгу рандомно перемещается во времени. За это время он не только побывал в Дрездене, но и прожил скучнейшую жизнь простого мещанина и один раз был похищен инопланетянами. Как я понял, главной темой книги являлся все-таки не Дрезден, а как раз нелинейность времени. Плюсом Воннегут наглядно сравнивал суперскучную сытую послевоенную жизнь с пиздецом самой войны. Как бы предполагается, что книга все-таки об этом, хотя автор и орет тебе прям в лицо, что книга эта все-таки про Дрезден.
В результате сия книго распалась для меня на три не очень связанные составляющие. В целом, по отдельности, эти куски неплохие, но вместе смотрятся странно. Может, я чего-то не понял.
Октябрь:
28. Кормак МакКарти "Старикам тут не место"28. Кормак МакКарти "Старикам тут не место"
Как-то не пошла у меня эта книга так же хорошо, как "Дорога". Очень много сумбура и сюжет хром на обе ноги, имхо.
Повествование от лица нескольких персонажей, что в большинстве случаев записывается произведению в плюс. Здесь ситуация обратная. Из-за общей нестройности текста через некоторое время устаешь от постоянной смены ЛГ и начинаешь запутываться, а что вообще, где и в какой момент? Сначала все здорово — есть некий чувак, который умыкает чемодан с деньгами с места преступления (большой перестрелки). Есть шериф, который сие преступление расследует. И есть наемный убийца, который ищет чемодан с деньгами, попутно наваливая кучу трупов. Но потом все они как-то перемешиваются и совершенно теряются в пространстве относительно друг друга (не, может книга для знатоков Техаса, тогда все ок). Я вообще иногда не мог понять в каком месте сейчас находится первый, сколько до него осталось третьему и где между ними затерялся второй?
Но это еще ладно, это еще простительно. А непростительна абсолютно слитая концовка. По сути книга кончилась ничем. С каждым из героев что-то послучалось некоторое время, но потом автор как-то быстро замял тему, похвилософствовал устами шерифа да и решил закончить роман. Как вообще? Зачем? Не, можно все списать на постмодернизм, но что-то это не на него похоже, а на слив. Как будто автор наворотил каши, а потом не знал, что с ней делать.
29. Карлос Кастанеда "Учения Дона Хуана, путь знания индейцев Яки"29. Карлос Кастанеда "Учения Дона Хуана, путь знания индейцев Яки"
Ой блин, как я долго вымучивал эту фигню. Книга суть заметки самого Кастанеды о том, как он учится "тайному знанию" у индейца Хуана. На протяжении всей книги герой жрет всякие грибы, курит всяку траву и пьет всякий отвар. От всего этого он дико галлюцинирует, а дон Хуан учит его эти галлюцинации правильно интерпретировать. В целом, как я понял, книга о том, что в мире присутствуют интересные (магические) крутые силы, но мы их не воспринимаем, потому что у нас "западное" сознание. То есть мы все принимаем мир, как некий научный факт и препарируем его именно с привычной нам научной точки зрения.
Однако, поверить в мир вызванный галлюцинаторными свойствами разных растений, у меня как-то не получилось. Потому что, ну это блять что вообще?
Короче, хуита и ниачем. И пусть меня заклюют просветленные знатоки Кастанеды
Ноябрь:
30. Иэн Макьюэн "Амстердам"30. Иэн Макьюэн "Амстердам"
Ну, неплохо, неплохо. Все, конечно, немного предсказуемо, но книга и не про то, чтобы догадаться, что же произойдет в конце. В ней интересен даже не сам сюжет, а действия, совершаемые героями, их описание, мощность языка. В общем, книга о том, как два чувака — композитор и редактор большой газеты, договариваются об обоюдной эвтаназии (если кто-то лишается рассудка, памяти — второй обязуется убить его). А дальше идет описание их дальнейшей жизни — один пишет симфонию, другой разжигает скандалы. И так круто все это сделано — и боли в левой руке у композитора и пустота в правом полушарии у редактора... Прям так живо, что аж у самого себя начинаешь чувствовать эти симптомы.
Декабрь:
31. Артур Конан Дойль "Архив Шерлока Холмса"
Вот я и закончил читать антологию похождений ШХ. Ничем интересным не закончилось, простите за разочарование.
Теперь можно посмотреть советского Ливанова и этого вашего Камбербэтча
Книгочтение 2013 (32)
Книгочтение 2012 (28)
@темы: записки буквофила
Та же фигня была. Я еще и Брэдбери не читала до этого, думала, там будет что-то вау, и обманулась. Мне все же кажется, что он в первую очередь автор для юношества, ибо нельзя сказать, что там про какие-то неправильные вещи написано, посыл-то полезный, но так это все наивно и поверхностно описано, что человеку, прочитавшему хотя бы "1984", "451 градус..." покажется детским садом.
Владимир Сорокин "Метель"
"Настеньку" почитай. Очаровательный рассказ)) И еще интереснее отзывы на него на ливлибе.
А я уже и забыл, что на свете лайвлиб есть. Настеньку на заметку взял.
юношества, ибо нельзя сказать, что там про какие-то неправильные вещи написано, посыл-то полезный
Ну, вот я кстати жалею, что не почитал Брэдбери вовремя. Теперь и не возьмешься, уровень не тот
Та же фигня была.
Все же он в первую очередь автор рассказов. Они такие, что его наивность идет им только на пользу, делая их светлыми и мягко-грустными) А в жанре утопии налажать легко, как мы видим. Надо прочитать этот роман, я его избегаю всю дорогу.
Агота Кристоф "Толстая тетрадь"
Мне она вообще не понравилась. Дело как раз в этом куцем, кастрированном языке *скорее всего, вкусовщина*. И непонятной поебени с таинственными близнецами. Да и трэш какой-то мутный, "Раскрашенная птица" мне понравилась больше в этом плане.
Кстати, очень клевый. Такого внимания к стилистике и уместности даже у классиков некоторых нет.
Ну 451 градус не очень большое произведение все же. На самом-то деле Бредбери все правильно сделал, просто это нужно читать в нужном возрасте
Дело как раз в этом куцем, кастрированном языке
В первой части мне как раз понравился. Дальше он как-то омертвел, да.
Да и трэш какой-то мутный
Вот да
Я тоже почти дочитала Бурю Мечей)
Вот поэтому я и не смотрю сериал (ну еще потому, что я редко их смотрю в принципе). Читать, правда, тоже никак не начну
Вот поэтому я и не смотрю сериал
Ну вот как бы я ничего бы и не потерял, если бы посмотрел только сериал
Но сериал-то смотришь?
О, оно у меня по плану! Вернее, по игра на лайвлибе, только я что-то забила на все игры(
Охренеть, цивилизация до России докатилась?
скучнейший мотив сложного, суперзапутанного преступления
По-моему, все английские детективы такие, даже те, которые по телеку показывают: если хоть немного начало пропустить, то потом вообще не поймешь, кто кому что, как, а главное, зачем и почему. Странные они там.
что где-то за сто страниц до нее Кристи умудрилась весьма откровенно спалиться
Я чо-то не заметила, хотя читала уже после просмотра фильма и знала, кто убийца, может, поэтому и не обратила внимания. Фильм мне больше понравился, кстати.
Суть в том, что в мире произошел явный БП
Мне кажется, это был взрыв супервулкана. Очень похоже на ядерную зиму, но при этом о радиации ни слова нет, так что зима вулканическая вполне подходит.
Эээ... в смысле?
Мне кажется, это был взрыв супервулкана
Ага, я сразу про Йеллоустоун подумал. Пепел, солнца не видно почти... Ну и он там вначале про бога задвигает, а вулкан больше на божью кару похож, чем ядерные ракеты)
А-а-а. Только в оригинальном тексте ниггеров убрали? Я подумала, она и в русском переводе теперь как-то по-другому называется.
Ну хоть не "Убийца — садовник".
Блин, я сразу вспомнила серию из "Сверхъестественного", где ололо, разбивающее самолеты, так говорило.
Ха!
Может, я чего-то не понял.
Я, хоть и давно уже читала, чувствовала то же самое, но ощущения от книги остались положительные. Надо как-нибудь перечитать.
М?
но ощущения от книги остались положительные
Ну вот да, так-то ничего плохого сказать нельзя. Но вот не склеивается у меня в голове
А мы уже читали.
Он не так уж плох, хотя и странный. Но я смотрела только первый сезон, когда его по телеку показывали)
Камбербэтч сам по себе мне нравится. А вот насчет сериала, не знаю. Впрочем, все в восторге, так что может и ничего