Я несу бред аккуратно, чтобы не расплескать
На самом деле такая фигня мне кажется. Так что не бить. Я хороший.
многабукафОпределение понятия
Как правило, стимпанком называют направление исключительно в литературе и даже еще более узко – в научной фантастике, описывающее альтернативную реальность, где развитие получили не электричество и двигатель внутреннего сгорания, а паровые технологии и механика. Однако на самом деле стимпанк уже давно вышел за пределы литературы и занял свое особое место в культуре и последнее время стал проявляться и в массовой культуре. Возможно, скоро станет актуальным относить стимпанк к особой субкультуре, так как уже сейчас формируются сообщества со своей идеологией, со своим стилем в одежде и других атрибутах и даже со своей мифологией. Поэтому стоит различать стимпанк как жанр и стимпанк как феномен современной культуры.
Сам термин происходит от английского слова steam (пар), потому иногда этот направление называют паропанком. Придуман он был в 1987 году Кевином Джетером, когда тот, на страницах журнала Locus обсуждал с Джейсом Блейлоком альтернативу киберпанку. Собственно стимпанк и вышел из киберпанка и изначально отличался только внешней атрибутикой – временем действия, упоминаемыми технологиями и другими деталями антуража. Позже появились целые десятки поджанров научной фантастики, проистекающие из стимпанка или киберпанка, однако в основной массе они не получили такого распространения, как два родовых направления и называть этими жанрами по сути нечего (клокпанк, дизельпанк и даже нанопанк). Большинство этих жанров – попытка привлечь себе часть аудитории двух родовых направлений.
Вторая часть слова «панк» обозначает лишь косвенное понятие этого термина. Изначально жанры так назывались, потому что в них активно использовалась «панковская» идеология, идеология противостояния системе, упорядоченному миру и обществу. Однако сейчас именно как составная часть слова этот термин понимается иначе, это скорее маркер «похожести» произведения на то, что было раньше написано в этих жанрах. Как правило в этой «похожести» заключается то, что действие сюжета происходит в альтернативной реальности с элементами антиутопичности. С превращением же в субкультуру понятие «стимпанк» вообще теряет значение обоих составляющих слов и означает лишь набор атрибутов, деталей и мифологий, объединяющих различные группы людей.
Стимпанк в литературе
Основным произведением, с которого, можно сказать, и началось развитие этого направдения можно считать роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий», написанный в 1990 году. Правда, авторы, разумеется, не слышали ни о каком стимпанке и позже Брюс Стерлинг даже писал, что не хотел бы, чтобы его роман причисляли к этому жанру, так как не верил в его (жанра) долговечность.
Изначально атрибутами жанра были антиутопичность, антураж характерный для Викторианской эпохи в Англии и вообще для второй половины XIX века в Европе, пессимизм, нравственное падение общества, социальное расслоение и т. д. К тому же в произведения стимпанка перекочевали атрибуты бульварной литературы начала девяностых: ушлые детективы (а раз атмосфера была викторианская, то они напоминали Шерлока Холмса), безумные ученые (сплошь похожие на реальных людей рубежа XIX и XX (Николу Тесла, Зигмунда Фрейда) или персонажей литературы тех времен, того же профессора Мориарти или Франкенштейна), романтика Дикого Запада.
Позже стимпанк как жанр стал богатеть и расширяться. Он стал точнее отражать действительность: вместо «панковости» появилась эстетика и очарование старой Англии (на самом деле Викторианская эпоха была наиболее спокойной и известна расцветом культуры литературы и науки), вместо антиутопичности – утопия, появилась романтика науки и технологий, что сблизило стимпанк с канонической научной фантастикой.
К тому же к стимпанку относят некоторые произведения классиков приключенческого жанра и произведения фантастов, написанные еще до появления самого термина. Однако назвать их стимпанком разумеется нельзя, это скорее, желание сторонников, приписать любимому направлению известные имена, так как сам жанр, пока слишком молодой, такими именами еще не обзавелся. Так что классиков можно назвать лишь вдохновителями или, с натяжкой, предтечей жанра. К ним можно отнести Герберта Уэллса, Артура Конан Дойля, Жюль Верна, некоторые произведения Гарри Гаррисона.
Чаще всего стимпанк встречается в современной литературе в виде элемента, а не собственно большого жанра (например, в произведениях Пола Ди Филлипо, Пехова, Гордона Далквиста).
Стимпанк в музыке
Музыканты, исполняющие музыку и песни в стиле стимпанк вышли в основном из таких жанров как industrial, darkwave и cabaret. Они отличаются не только исполнением, текстами песен, но и внешними атрибутами, концерты, альбомы, клипы стимпанк-групп это не только музыка и слова, это целое представление, шоу. Сценография отражает викторианскую эпоху, одежда и грим музыкантов и их игра на сцене соответствует чертам стимпанка.
Представители:
Abney Park – одна из самых «стимпанковых» групп, основана в 1997 году, тогда как другие коллективы появились уже в нулевых, и до 2005 года, когда произошла кардинальная смена состава была скорее готической. Стимпанк проявился во внешних атрибутах (особенно в костюмах харизматичного гитариста и скрипача коллектива Натаниэля Джонсона) и в текстах (например, наиболее знаменитая песня Airship Pirate). У каждого члена коллектива появилась своя выдуманная биография и, кроме того, они стали называть себя экипажем дирижабля «Офелия»
The Clockwork dolls – группа актеров и музыкантов в одном лице, появившаяся в 2007 году, пишущие музыку для того, чтобы рассказывать ей историю и создавать мир где небо бороздят дирижабли, где дамы еще оставались дамами, а джентльмены – джентльменами.
The Cog is Dead – очень загадочный американский коллектив, в выдуманной биографии которых утверждается, что они пришли из 1893 года, чтобы вернуть мир на праведный путь паровых технологий и снова дать жизнь механическим часам (о чем и говорит их название)
Vernian Process – стимпанк-группа, основанная в 2003 году, одна из немногих групп, которая приветствует бесплатное распространение собственной музыки. Их мелодии сконструированы из самых разных жанров от рока до синтипопа, а тексты основаны на литературе рубежа XIX и XX веков.
Кроме коллективов есть и самостоятельные исполнители музыки в стиле стимпанк. К ним относится, например, Dr. Steel, странная и очень харизматичная личность. Его идеологию, правда, уже нельзя отнести к «панковости», декадансу и пессимизму. Скорее, его идеи близки идеям писателей «потерянного поколения». «Всё в этом мире сводится к веселью, -- рассказывает о своей позиции Dr. Steel. -- Мы проводим нашу жизнь в глупой ловушке ненужных нам забот, тогда, как всё что нам на самом деле нужно – это просто играть. Давайте сделаем мир Утопическим Парком Развлечений!».
Стимпанк в кино, анимации и компьютерных играх
В киноиндустрии стимпанк почти не представлен, он получил развитие лишь уже с выходом в массовую культуру: элементы стимпанка появляются в голливудских фильмах нулевых («Лига выдающихся джентльменов», «Хеллбой», «Шерлок Холмс» Гая Ричи и т. д.) и во множестве анимационных японских мультфильмов («Ходячий замок Хаула», «Небесные скитальцы» и т. д.).
В компьютерных играх стимпанк получил гораздо более широкое распространение, скорее всего, благодаря своей особой технической составляющей. Здесь стимпанк стал не только частью, элементом, но и основным стилистическим жанром. Особенно успешно он используется в квестах. Так, например, в стилистике стимпанка выполнены квесты «Syberia», «Syberia II», «Dreamfall: The longest journey».
Стимпанк как субкультура и как элемент массовой культуры
В последнее время стимпанк, особенно его внещняя атрибутика и романтика викторианской Англии, становится все популярнее. В интернете появляются сообщества людей, увлекающихся стимпанком, а в массовой культуре появляются его элементы.
Одним из главных симптомов появления стимпанка в массовой культуре стоит считать его появление в голливудских фильмах и аниме, откуда он и просачивается в массовую культуру. Кроме того, некоторые из бульварных авторов, пишущих в жанре фэнтези перешли на жанр стимпанка, видимо, почувствовав нарождающуюся аудиторию. Так, например, поступил Вадим Панов, написав серию «Герметикон».
Кроме того появились клубные вечеринки, которые, на манер «стиляжных», проводятся в атмосфере стимпанка (предполагается, что гости будут в соответствующей одежде).
Одновременно стимпанк развивается и как достаточно закрытая субкультура, достаточно остро и болезненно реагирующая на все проявления «массовости». Люди, формирующие эту субкультуру, как правило, не берут уже наличный материал, а создают его сами. Существуют сообщества, увлекающиеся созданием аксессуаров в стиле стимпанк, сообщества по созданию одежды викторианской эпохи, по стилизации и дизайну современных вещей (флеш-карт, компьютеров, плееров и т. д.). Они также создают комиксы и иллюстрации, пишут собственные произведения в этом жанре, собираются на ролевые игры. Люди этой субкультуры как правило очень негативно относятся к любым проявлениям массовости стимпанка, так как там уделяется внимание только внешней стороне этого жанра, антуражу и атмосфере.
Несложно предсказать дальнейший путь развития этого направления. Скорее всего, судьба стимпанка будет похожа на судьбу готической субкультуры – будет массовое увлечение внешними проявлениями (стиль одежды, поведение) и не слишком многочисленная группа людей, распространяющая в первую очередь идеологическую и мифологическую подоплеку стимпанка.
многабукафОпределение понятия
Как правило, стимпанком называют направление исключительно в литературе и даже еще более узко – в научной фантастике, описывающее альтернативную реальность, где развитие получили не электричество и двигатель внутреннего сгорания, а паровые технологии и механика. Однако на самом деле стимпанк уже давно вышел за пределы литературы и занял свое особое место в культуре и последнее время стал проявляться и в массовой культуре. Возможно, скоро станет актуальным относить стимпанк к особой субкультуре, так как уже сейчас формируются сообщества со своей идеологией, со своим стилем в одежде и других атрибутах и даже со своей мифологией. Поэтому стоит различать стимпанк как жанр и стимпанк как феномен современной культуры.
Сам термин происходит от английского слова steam (пар), потому иногда этот направление называют паропанком. Придуман он был в 1987 году Кевином Джетером, когда тот, на страницах журнала Locus обсуждал с Джейсом Блейлоком альтернативу киберпанку. Собственно стимпанк и вышел из киберпанка и изначально отличался только внешней атрибутикой – временем действия, упоминаемыми технологиями и другими деталями антуража. Позже появились целые десятки поджанров научной фантастики, проистекающие из стимпанка или киберпанка, однако в основной массе они не получили такого распространения, как два родовых направления и называть этими жанрами по сути нечего (клокпанк, дизельпанк и даже нанопанк). Большинство этих жанров – попытка привлечь себе часть аудитории двух родовых направлений.
Вторая часть слова «панк» обозначает лишь косвенное понятие этого термина. Изначально жанры так назывались, потому что в них активно использовалась «панковская» идеология, идеология противостояния системе, упорядоченному миру и обществу. Однако сейчас именно как составная часть слова этот термин понимается иначе, это скорее маркер «похожести» произведения на то, что было раньше написано в этих жанрах. Как правило в этой «похожести» заключается то, что действие сюжета происходит в альтернативной реальности с элементами антиутопичности. С превращением же в субкультуру понятие «стимпанк» вообще теряет значение обоих составляющих слов и означает лишь набор атрибутов, деталей и мифологий, объединяющих различные группы людей.
Стимпанк в литературе
Основным произведением, с которого, можно сказать, и началось развитие этого направдения можно считать роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий», написанный в 1990 году. Правда, авторы, разумеется, не слышали ни о каком стимпанке и позже Брюс Стерлинг даже писал, что не хотел бы, чтобы его роман причисляли к этому жанру, так как не верил в его (жанра) долговечность.
Изначально атрибутами жанра были антиутопичность, антураж характерный для Викторианской эпохи в Англии и вообще для второй половины XIX века в Европе, пессимизм, нравственное падение общества, социальное расслоение и т. д. К тому же в произведения стимпанка перекочевали атрибуты бульварной литературы начала девяностых: ушлые детективы (а раз атмосфера была викторианская, то они напоминали Шерлока Холмса), безумные ученые (сплошь похожие на реальных людей рубежа XIX и XX (Николу Тесла, Зигмунда Фрейда) или персонажей литературы тех времен, того же профессора Мориарти или Франкенштейна), романтика Дикого Запада.
Позже стимпанк как жанр стал богатеть и расширяться. Он стал точнее отражать действительность: вместо «панковости» появилась эстетика и очарование старой Англии (на самом деле Викторианская эпоха была наиболее спокойной и известна расцветом культуры литературы и науки), вместо антиутопичности – утопия, появилась романтика науки и технологий, что сблизило стимпанк с канонической научной фантастикой.
К тому же к стимпанку относят некоторые произведения классиков приключенческого жанра и произведения фантастов, написанные еще до появления самого термина. Однако назвать их стимпанком разумеется нельзя, это скорее, желание сторонников, приписать любимому направлению известные имена, так как сам жанр, пока слишком молодой, такими именами еще не обзавелся. Так что классиков можно назвать лишь вдохновителями или, с натяжкой, предтечей жанра. К ним можно отнести Герберта Уэллса, Артура Конан Дойля, Жюль Верна, некоторые произведения Гарри Гаррисона.
Чаще всего стимпанк встречается в современной литературе в виде элемента, а не собственно большого жанра (например, в произведениях Пола Ди Филлипо, Пехова, Гордона Далквиста).
Стимпанк в музыке
Музыканты, исполняющие музыку и песни в стиле стимпанк вышли в основном из таких жанров как industrial, darkwave и cabaret. Они отличаются не только исполнением, текстами песен, но и внешними атрибутами, концерты, альбомы, клипы стимпанк-групп это не только музыка и слова, это целое представление, шоу. Сценография отражает викторианскую эпоху, одежда и грим музыкантов и их игра на сцене соответствует чертам стимпанка.
Представители:
Abney Park – одна из самых «стимпанковых» групп, основана в 1997 году, тогда как другие коллективы появились уже в нулевых, и до 2005 года, когда произошла кардинальная смена состава была скорее готической. Стимпанк проявился во внешних атрибутах (особенно в костюмах харизматичного гитариста и скрипача коллектива Натаниэля Джонсона) и в текстах (например, наиболее знаменитая песня Airship Pirate). У каждого члена коллектива появилась своя выдуманная биография и, кроме того, они стали называть себя экипажем дирижабля «Офелия»
The Clockwork dolls – группа актеров и музыкантов в одном лице, появившаяся в 2007 году, пишущие музыку для того, чтобы рассказывать ей историю и создавать мир где небо бороздят дирижабли, где дамы еще оставались дамами, а джентльмены – джентльменами.
The Cog is Dead – очень загадочный американский коллектив, в выдуманной биографии которых утверждается, что они пришли из 1893 года, чтобы вернуть мир на праведный путь паровых технологий и снова дать жизнь механическим часам (о чем и говорит их название)
Vernian Process – стимпанк-группа, основанная в 2003 году, одна из немногих групп, которая приветствует бесплатное распространение собственной музыки. Их мелодии сконструированы из самых разных жанров от рока до синтипопа, а тексты основаны на литературе рубежа XIX и XX веков.
Кроме коллективов есть и самостоятельные исполнители музыки в стиле стимпанк. К ним относится, например, Dr. Steel, странная и очень харизматичная личность. Его идеологию, правда, уже нельзя отнести к «панковости», декадансу и пессимизму. Скорее, его идеи близки идеям писателей «потерянного поколения». «Всё в этом мире сводится к веселью, -- рассказывает о своей позиции Dr. Steel. -- Мы проводим нашу жизнь в глупой ловушке ненужных нам забот, тогда, как всё что нам на самом деле нужно – это просто играть. Давайте сделаем мир Утопическим Парком Развлечений!».
Стимпанк в кино, анимации и компьютерных играх
В киноиндустрии стимпанк почти не представлен, он получил развитие лишь уже с выходом в массовую культуру: элементы стимпанка появляются в голливудских фильмах нулевых («Лига выдающихся джентльменов», «Хеллбой», «Шерлок Холмс» Гая Ричи и т. д.) и во множестве анимационных японских мультфильмов («Ходячий замок Хаула», «Небесные скитальцы» и т. д.).
В компьютерных играх стимпанк получил гораздо более широкое распространение, скорее всего, благодаря своей особой технической составляющей. Здесь стимпанк стал не только частью, элементом, но и основным стилистическим жанром. Особенно успешно он используется в квестах. Так, например, в стилистике стимпанка выполнены квесты «Syberia», «Syberia II», «Dreamfall: The longest journey».
Стимпанк как субкультура и как элемент массовой культуры
В последнее время стимпанк, особенно его внещняя атрибутика и романтика викторианской Англии, становится все популярнее. В интернете появляются сообщества людей, увлекающихся стимпанком, а в массовой культуре появляются его элементы.
Одним из главных симптомов появления стимпанка в массовой культуре стоит считать его появление в голливудских фильмах и аниме, откуда он и просачивается в массовую культуру. Кроме того, некоторые из бульварных авторов, пишущих в жанре фэнтези перешли на жанр стимпанка, видимо, почувствовав нарождающуюся аудиторию. Так, например, поступил Вадим Панов, написав серию «Герметикон».
Кроме того появились клубные вечеринки, которые, на манер «стиляжных», проводятся в атмосфере стимпанка (предполагается, что гости будут в соответствующей одежде).
Одновременно стимпанк развивается и как достаточно закрытая субкультура, достаточно остро и болезненно реагирующая на все проявления «массовости». Люди, формирующие эту субкультуру, как правило, не берут уже наличный материал, а создают его сами. Существуют сообщества, увлекающиеся созданием аксессуаров в стиле стимпанк, сообщества по созданию одежды викторианской эпохи, по стилизации и дизайну современных вещей (флеш-карт, компьютеров, плееров и т. д.). Они также создают комиксы и иллюстрации, пишут собственные произведения в этом жанре, собираются на ролевые игры. Люди этой субкультуры как правило очень негативно относятся к любым проявлениям массовости стимпанка, так как там уделяется внимание только внешней стороне этого жанра, антуражу и атмосфере.
Несложно предсказать дальнейший путь развития этого направления. Скорее всего, судьба стимпанка будет похожа на судьбу готической субкультуры – будет массовое увлечение внешними проявлениями (стиль одежды, поведение) и не слишком многочисленная группа людей, распространяющая в первую очередь идеологическую и мифологическую подоплеку стимпанка.
@темы: галактека опасносте, стимзаметки, колония головных тараканов детектед
Скорее всего, судьба стимпанка будет похожа на судьбу готической субкультуры – будет массовое увлечение внешними проявлениями (стиль одежды, поведение) и не слишком многочисленная группа людей, распространяющая в первую очередь идеологическую и мифологическую подоплеку стимпанка.
Нееееет!!1111
Кроме того, некоторые из бульварных авторов, пишущих в жанре фэнтези перешли на жанр стимпанка, видимо, почувствовав нарождающуюся аудиторию. Так, например, поступил Вадим Панов, написав серию «Герметикон».
The Cog is Dead – очень загадочный американский коллектив, в выдуманной биографии которых утверждается, что они пришли из 1893 года
а я им верюНееееет!!1111
Вот да. Надеюсь, что нет